Кредитный синдикат по финансированию строительства Северного широтного хода (СШХ), скорее всего, поделит доли участия между банками поровну, считает младший директор по корпоративным рейтингам "Эксперт РА" Игорь Смирнов. В понедельник газета "Ведомости" написала со ссылкой на источники, что сразу пять банков, подававших ранее заявку на участие в финансировании строительства СШХ, войдут в один кредитный синдикат. Это Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ЕАБР и ВЭБ. До этого у концессионера стоял выбор: выбирать в качестве кредитора один лишь Сбербанк или синдикат из четырех перечисленных после него банков. "Я бы ставил на одинаковые доли участия в синдикате. Все участвующие банки примерно одинаково сильно представлены на рынке ГЧП-финансирования и явно могли бы претендовать на высокую долю. Равные доли - разумный компромисс", - сказал эксперт. В то же время, если учесть, что Сбербанк изначально рассматривался как единственный кредитор, он может получить в качестве небольших отступных чуть большую долю, чем остальные банки, замечает эксперт. В начале октября этого года Минтранс РФ сообщил о подписании концессионного соглашения на строительство железнодорожного СШХ, который соединит Северную и Свердловскую железные дороги, обеспечив вывоз грузов с месторождений северных районов Западной Сибири. Соглашение было заключено между РФ в лице Федерального агентства железнодорожного транспорта и ООО "Северный широтный ход" Проект структурирован таким образом, что основные участники - РЖД, "Газпром" и правительство Ямало-Ненецкого автономного округа - финансируют объекты собственной существующей инфраструктуры, а строительство новых объектов осуществляется с привлечением средств частных инвесторов и средств государственной поддержки на основании концессионной схемы. ЧТО ОБСУЖДАЮТ БАНКИРЫ Выбор синдиката с участием Сбербанка - решение концессионера, которое все остальные банки поддержали, сообщил агентству зампред правления ЕАБР Андрей Крайний. Точное распределение сумм финансирования между банками, вопрос капитализации процентов и другие условия финансирования сейчас обсуждаются участниками синдиката, добавил он. В пресс-службе Сбербанка сообщили РИА Новости, что переговоры по условиям продолжаются, потому комментировать процесс банк считает преждевременным. ВЭБ, в свою очередь, готов работать в партнерстве с коммерческими банками в составе синдиката, сообщили агентству в госкорпорации. Здесь институт развития готов поддержать его на ранней стадии, разделить риски и обеспечить гарантии, сделав его, таким образом, более привлекательным для банков. РАЗДЕЛЕНИЕ РИСКОВ Смирнов из "Эксперт РА" говорит, что, хотя и финансовая "начинка" проекта пока неизвестна, для банков он должен быть рентабельным: большинство концессий структурируется с повышенной процентной ставкой на инвестиционном этапе, а высокие кредитные рейтинги и статус кредиторов позволяют обеспечивать достаточно недорогое фондирование. Разделение рисков в формате кредитного синдиката позволяет сделать участие для банков в проекте менее рискованным, нежели в ситуации, где кредитор один. "Но сам кредитный риск проекта остается неизменным вне зависимости от состава кредиторов. Кредитный риск проекта на инвестиционном этапе будет определять работа со строительным риском и возможным ростом сметы", - сказал Смирнов. Риск увеличения стоимости сметы эксперт объясняет возможным недостатком опыта строительства в условиях вечной мерзлоты: пока в арктической зоне России был реализован только один проект - железная дорога "Обская-Бованенково-Карская", построенная "Газпромом". Кроме того, на эксплуатационном этапе проекта будет расти роль компенсации затрат - в проекте предусмотрен механизм минимального гарантированного дохода, поверх тарифа на перевозку, устанавливаемого Федеральной антимонопольной службой (ФАС).
|